РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ





Каширский Дмитрий Валерьевич

Каширский Дмитрий Валерьевич

Должность

Заведующий кафедрой, профессор

Ученая степень

Доктор психологических наук, доцент

Биографические сведения

В 1995 г. окончил факультет инженерной педагогики и информатики Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова по специальности «Преподаватель технических и точных дисциплин», квалификация «Инженер-педагог». Дисциплины специализации – инженерная психология и педагогика, математика, компьютерные науки. Тема дипломной работы: «Психолого-педагогический анализ агрессивных проявлений у учащихся».
1998-2001 гг. – обучение в аспирантуре по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии.
В 2002 г. в Институте психологии им. Л.С. Выготского РГГУ защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 – Педагогическая психология. Тема работы: «Влияние профиля обучения и этапа самоопределения на становление системы ценностей в юношеском возрасте».
В 1999 г. проходил стажировку на кафедре теории и методики обучения математики Московского педагогического государственного университета у проф. В.А. Гусева.
В 2006 г. проходил стажировку на кафедре общей психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета у проф. В.М. Аллахвердова.
В 2008-2009 уч. г. стажировался на кафедре социальной психологии факультета психологии Калифорнийского университета в г. Дейвисе (США) (University California at Davis, USA). Тема проекта: «Ценности, эмоции, культура». Научный руководитель: проф. Ф. Шейвер (P. Shaver).
2012 г. - стажировка в Европейском университете прикладных наук (Германия, г. Франкфурт на Майне) (Frankfurt University of Applied Sciences).
В 2014 г. в Институте психологии им. Л.С. Выготского РГГУ защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии. Тема работы: «Психология личностных ценностей».

Научно-педагогическая деятельность

С 1993 (будучи студентом) по 2003 гг. – преподавание математики в старших классах гимназии (в том числе в профильных физико-математических классах).
С 1996 по 2011 гг. – преподавание высшей математики в техническом университете (ассистент, старший преподаватель, с 2003 г. - доцент кафедры высшей математики и математического моделирования).
С 1995 г. – по н.в. преподавание психологических дисциплин в вузе (ассистент, старший преподаватель, с 2003 г. - доцент, с 2014 г. - профессор, заведующий кафедрой).
На протяжении профессиональной карьеры преподавал психологические дисциплины в МПГУ, РГСУ, Финансовом университете при Правительстве РФ, Федеральном научно-клиническом центре реаниматологии и реабилитологии и др.

Сфера научных интересов

Общая психология, психология личности, теория и методология психологии, экспериментальная психология, математические методы и модели в психологии, машинное обучение, психодиагностика, психометрика, психология привязанности, культурно-историческая теория Л.С. Выготского, психолого-педагогические основы обучения математике в школе.
Тематика научных исследований связана с разработкой ценностно-смыслового подхода к изучению психики и личности.

Публикации

Публиковался в зарубежных изданиях (Англия, Германия, Швейцария, Турция, Канада, США и др.), в их числе:
Научные статьи:
  1. Каширский Д.В., Сабельникова Н.В. Личностные предпосылки отношения к цифровизации образования у российских студентов // Психологическая наука и образование. 2024. Том 29. № 4. С. 44–62. DOI: 10.17759/pse.2024290404
  2. Сабельникова Н.В., Каширский Д.В., Нефедова А.В. Русскоязычная версия опросника «Опыт близких отношений - структуры отношений» К. Фрейли, М. Хеффернан, А. Викари и К. Брамбо (ECR-RS-Rus) // Психологический журнал. 2024. Т. 45. №4. С. 97-113.
  3. Добрецов К.Г., Каширский Д.В. Изучение порога обоняния с помощью российской версии Сниффин Стикс теста // Российская ринология. 2024. № 32 (1). С. 6 10. DOI: 10.17116/rosrino2024320116
  4. Каширский Д.В., Старосельцева О.В. Особенности криминального поведения обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений с различными нарушениями функций программирования, регуляции и контроля психической деятельности (Часть 2) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2024. Том 14. № 1. С. 183–196. DOI: 10.17759/psylaw.2024140112
  5. Каширский Д.В., Старосельцева О.В. Особенности криминального поведения обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений с различными нарушениями функций программирования, регуляции и контроля психической деятельности (Часть 1) [Электронный ресурс]. Психология и право. 2023. Том 13. № 4. C. 53–69. DOI:10.17759/psylaw.2023130405
  6. Алиев Д.Ф., Каширский Д.В., Уроженко В.В. Большой ориентационный тест: разработка и оценка психометрических свойств // Психологический журнал. 2023. Том 44. №6. С. 61-76. DOI: 10.31857/S020595920029012-9
  7. Добрецов К.Г., Каширский Д.В. Опросник обонятельной дисфункции: русскоязычная адаптация методики Olfactory Questionnaire (OQ, Чон-Вун Ким и др.) // Российская ринология. 2023. №31(3). С. 201 205. https://doi.org/10.17116/rosrino202331031201
  8. Каширский Д.В., Дарвиш О.Б., Паутова В.В. Одиночество как медиатор связи самооценки и удовлетворенности жизнью в студенческом возрасте // Вестник АлтГПУ. 2023. № 2 (55). С. 71-76.
  9. Molotova, V.V., Molotov, A.V., Kashirsky, D.V., Sabelnikova, N.V., Gubernatorova, E.V. (2023). The Legal Consciousness Questionnaire (LCQ): Assessment of Construct and Convergent Validity. In: Maximova, S.G., Raikin, R.I., Chibilev, A.A., Silantyeva, M.M. (eds) Advances in Natural, Human-Made, and Coupled Human-Natural Systems Research. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 234. pp. 929–943. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-75483-9_89
  10. Сабельникова Н.В. Каширский Д.В., Садовникова Т.Ю. Русскоязычная версия «Опросника привязанности к родителям и сверстникам» Г. Армсдена и М. Гринберга // Психологический журнал. 2023. Т. 44. №2. С. 89-104. DOI: 10.31857/S020595920024910-7
  11. Сабельникова Н.В., Каширский Д.В., Нефедова А.В., Эрнст Г.Г. Привязанность и черты характера как предикторы переживания страхов в студенческом возрасте // Психологический журнал. 2023. Т. 44. №1. С. 55-69. DOI: 10.31857/S020595920024348-8
  12. Сосновский Б.А., Каширский Д.В. Тернистый путь психологии к «Человеку одушевленному» // Психолог. 2022. № 6. С.98-110. DOI: 10.25136/2409-8701.2022.6.38795 URL: https://e-notabene.ru/psp/article_38795.html
  13. Каширский Д.В., Сабельникова Н.В., Нефедова А.В., Эрнст Г.Г. Факторно-аналитическая модель переживания страха как социально-психологического феномена в среде студенческой молодежи // Ученые записки РГСУ. 2022. Т. 21. № 1 (162). С. 26–34. DOI: 10.17922/2071-5323-2022-21-1-26-34
  14. Шмойлова Н.А., Каширский Д.В. Формирование ценностного отношения к здоровью у учащихся лицея // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18. No 2. C. 35–52. doi: 10.21702/rpj.2021.2.3
  15. Каширский Д.В., Старосельцева О.В. Ценности, самоидентификация и личностная мотивация обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений // Психология и право. 2021. Том 11. №1. С. 121-134. https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110110
  16. Айвазова Д.Г., Горлова Е.Л., Каширский Д.В., Сабельникова Н.В. Валидизация опросника DAS (Шкала диадической адаптации Г.Б. Спэньера) на российской выборке // Психологический журнал. 2020. Том 41. № 1. С. 133-152.
  17. Каширский Д.В., Мясникова О.В. Феномен самообъективации женщин: анализ зарубежных исследований и взгляд через призму отечественной психологии // Национальный психологический журнал. 2020. No 4 (40). С 61–74. doi: 10.11621/npj.2020.0405
  18. Каширский Д.В., Макота Е.М., Сабельникова Н.В. Структура мотивации трудовой деятельности современного российского руководителя (на материале исследования менеджеров среднего звена, работающих в банковской сфере) // Психологические исследования. 2020. Т. 13. № 72. С. 1. URL: http://psystudy.ru
  19. Molotova V., Molotov A., Kashirsky D., Sabelnikova N. Survey for Assessment of a Person’s Legal Consciousness: Development and Preliminary Validation. Behavioral Sciences. 2020; 10(5):87. URL: https://doi.org/10.3390/bs10050089
  20. Sabelnikova N., Kashirsky D., Garvard O. Attachment and Images of Parents and of the Romantic Partner of Russian Young Men and Women. Behavioral Sciences. 2020; 10(5):87. URL: https://doi.org/10.3390/bs10050087
  21. Смирнова Я.К., Каширский Д.В. Эффект сигнала оповещения в изменении работоспособности и продуктивности деятельности // Экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 3. С. 194–208. https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130315
  22. Аничкин Е.С., Каширский Д.В. Конституционная психология как отрасль научного знания и феномен культуры [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 2. С. 130–140. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090209
  23. Сабельникова Н.В., Каширский Д.В. Опросник привязанности к близким людям // Психологический журнал. 2015. №4. С. 84-97.
  24. Kolesovs A., Kashirsky D. Anticipated Future of Latvia and Russia During a Global Economic Crisis: A Mixed Methods Perspective // PSIHOLOGIJA. 2014. Vol. 47(2). P. 153-167.
  25. Каширский Д.В., Сабельникова Н.В., Овчинникова А.Н. Ценности спасателей с различным уровнем эмоционального выгорания // Психологическая наука и образование. 2013. Т. 18. №2. С. 14-24.
  26. Каширский Д.В. Субъективные ценности подростков с делинквентным поведением // Психологические исследования. 2013. Том 6. №32. C. 8.
  27. Каширский Д.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами // Вопросы психологии. 2002. №1. С. 26-37.
  28. Колмогорова Л.С., Каширский Д.В. Особенности ценностно-смысловой сферы личности в период самоопределения // Сибирский психологический журнал. 1999. №11. С. 29-41.
Учебные издания:
  1. Каширский Д.В. Психодиагностика черт личности: учебник и практикум. Москва: Прометей, 2025.
  2. Каширский Д.В. Учебная мотивация и вовлеченность в учение: учебник и практикум. Москва: Прометей, 2025.
  3. Сабельникова Н.В., Каширский Д.В. Экспериментальная психология и психодиагностика привязанности: учебник и практикум. Москва: Прометей, 2025.
  4. Каширский Д.В. Мотивация учебной деятельности и трудности в обучении учащихся профильных и предпрофильных классов: учебное пособие. Москва: Белый ветер, 2020.
  5. Каширский Д.В. Цели и задачи дополнительного образования, способствующие психическому и личностному развитию обучающихся: учебное пособие. Москва: Белый ветер, 2020.
  6. Хрестоматия по культурно-исторической психологии: учебной пособие / Сост. Д.В. Каширский, Н.В. Сабельникова. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018.
Монографии:
  1. Каширский Д.В. Жизнь в эпоху перемен: ценностные трансформации российской молодежи / Психологическая топология жизненного пути. Москва: Изд-во РГГУ, 2025.
  2. Каширский Д.В. Внутренние противоречия в системе ценностей и переживание счастья в студенческом возрасте / Психологическая помощь в образовании. Москва: Изд-во РГГУ, 2025.
  3. Алиев Д.Ф., Каширский Д.В., Уроженко В.В. Большой ориентационный тест: разработка, апробация, приложения. Москва: Изд-во РГСУ, 2024.
  4. Сабельникова Н.В., Каширский Д.В. Социально-психологические детерминанты адаптации иностранных студентов к обучению в России. Москва: Изд-во РГГУ, 2021.
  5. Каширский Д.В. Проблема мотивации в психологии / Создание мотивирующей образовательной среды. Орехово-Зуево: Изд-во ГТТУ, 2019.
  6. Каширский Д.В. Смысловые образования в структуре личности педагога / Создание мотивирующей образовательной среды. Орехово-Зуево: Изд-во ГТТУ, 2019.
  7. Каширский Д.В. Развитие личностных ценностей в онтогенезе / Психология формирования личности и коллектива в эпоху перемен. Москва: Изд-во РГГУ, 2018.
  8. Каширский Д.В., Лебедева Е.А., Сосновский Б.А., Ичинноров Г. Сравнительный анализ потребностно-мотивационной и ценностной сфер российских и монгольских студентов / Психология личности студента в России и Монголии: культурно-историческое своеобразие и социальные факторы формирования: коллективная монография. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2015.
  9. Каширский Д.В. Психология личностных ценностей. Барнаул: Изд-во ААЭП, 2014.
  10. Каширский Д.В. Личностные ценности подростков с девиантным поведением. Барнаул: Изд-во ААЭП, 2013.

Участие в научных советах, комиссиях, редколлегиях

Член ученого совета Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. Член редакционных коллегий журналов: «Психология и психотехника», «Психолог», «Современное образование», «Педагогика и просвещение», «Межкультурная коммуникация в образовании и медицине», и др. Член международной психологической ассоциации ISSBD. Эксперт Российского научного фонда (РНФ).

Ещё из разделов

К  / Кафедра общей психологии  / 


Возврат к списку