2001–2007 — РГГУ, Институт лингвистики: специалист, Теоретическая и прикладная лингвистика;
2004–2005 — стажировка в университете Тиба (Япония) по программе Момбусё «Японский язык и культура Японии»;
2007–2010 — РГГУ, аспирантура Института восточных культур и античности: кандидат культурологии (в диссовете Д 212.198.06 защищена кандидатская диссертация по теме: «Формирование концепции «национального искусства» в культуре Японии конца XIX – начала XX вв.», научный руководитель д.и.н., проф. А.Н. Мещеряков).
Научно-педагогическая деятельность
2008–2010 – РГГУ, Институт восточных культур и античности – преподаватель, читаемый курс: «Японский как второй язык»;
2010–2014 – РГГУ, Институт лингвистики – старший преподаватель, читаемые курсы: читаемые курсы: «Японский язык», «Культура Японии»;
2010–2013 – гимназия №1514, преподавательница японского языка, спецкурса «Культура Японии», руководство курсовыми работами учащихся;
2014 – фриланс (преподавание японского языка, редактирование научно-популярной литературы);
2017–2018 – РАНХиГС, Школа актуальных гуманитарных исследований, Лаборатория востоковедения и компаративистики, научный сотрудник;
2024– РГГУ, доцент ФВИСКН ИАИ.
Сфера научных интересов
История и культура Японии XIX-XX века, женская история, гендерные исследования, женское автобиографическое письмо, история общественной мысли в Японии второй половины XIX века – первой половины XX века.
Публикации
Лебедева О.И. Маньчжурский травелог Ёсано Акико в контексте эпохи // История и культура Японии. Выпуск 16 / Сост. и отв. ред. А.Н. Мещеряков. М.: ВШЭ, 2024. С. 315–322.
Лебедева О.И. Человеческая история трансатлантической работорговли: К публикации русского перевода книги Маркуса Редикера «Корабль рабов» // Новый исторический вестник. 2021. № 1 (67). С. 141–149.
Лебедева О.И. Автобиография Фумико Канэко: на границе жанров и на периферии культуры 1920-х годов // История и культура Японии 11. Труды Института классического Востока и античности. ВШЭ, Гиперион, 2018. С. 313–318.
Лебедева О.И. «Благородные защитники» и «неразумные дети»: японская цветная гравюра конца XIX в. как инструмент колониальной пропаганды // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2017. № 10-1 (31). С. 102–108.
Лебедева О.И. Историческая живопись ёга на рубеже XIX–XX веков // История и культура традиционной Японии. Вып. 9 (Orientalia et classica. LXV). М., СПб., 2016. С. 323–333.
Лебедева О.И. К вопросу об исторической живописи в Японии 1890-х гг.: полемика Тояма Сёити и Мори Огай // Вопросы философии. 2016. № 7. C. 106-114.
Lebedeva O. Topography of Terror: Mapping Sites of Soviet Repressions in Moscow // Journal of Soviet and Post-Soviet Politics and Society. Special Issue: Violence in the Post‐Soviet Space. Vol. 2, No. 2 (2016). P. 221-228.
Лебедева О.И. Искусство Японии на рубеже XIX–XX веков: взгляды и концепции Окакура Какудзо. М.: РГГУ, 2015. (Orientalia et Classica: труды Института восточных культур и античности. вып. 58).
Лебедева О.И. Ёга и нихонга: японская живопись в западном стиле на рубеже XIX и XX веков // Восточная коллекция. 2015. №3 (62). С. 21-31.
Макарова О. Мэйдзи Нихон-ни окэру «насёнару бидзюцу»-но гайнэн // Арудзасу нитио титэки корю дзигё Нихон кэнкю сэмина «Мэйдзи». (Сборник статей участников семинара «Эпоха Мэйдзи» по программе японско-европейского интеллектуального обмена, Эльзас). Strasbourg: Centre européen d’études japonaises d’Alsace, 2014. Глава 17.
Лебедева О.И. «Образованный человек» в Японии эпохи Мэйдзи // Культурная антропология образования. Книга 1. Языковые портреты образованного человека в истории культуры / А.Е. Беликов, В.В. Глебкин, М.В. Левит и др. М.: Федеральный институт развития образования, 2013. С. 44-48.
Макарова О.И. Искусство Японии // История японской культуры: учеб. пособие для вузов / Отв. ред. А.Н. Мещеряков. М.: Наталис, 2011. С. 184-244.
Макарова О.И. Создание концепции «японского искусства»: Эрнест Феноллоза и Окакура Тэнсин // Российское искусствознание о японском искусстве. М.: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственный Музей Востока, 2011. С. 31-50.
Макарова О.И. Эрнест Феноллоза и «открытие» японского искусства // История и культура традиционной Японии, 2. Серия “Orientalia et Classica: Труды Института восточных культур и античности”, вып. XXIX / Отв. ред. выпуска А.Н. Мещеряков. М., 2011. С. 398-417.
Лебедева О.И. Лингвокультурный анализ представлений о человеке в японской культуре эпохи Мэйдзи (1868-1912) // Культурная антропология образования. Книга 1. Языковые образы человека в истории культуры / М.В. Бабкова, А.Е. Беликов, В.В. Глебкин и др. М.: Федеральный институт развития образования, 2011. С. 110-127.
Макарова О.И. Японское искусство на Всемирных выставках XIX в. // История и культура традиционной Японии, 3. Серия “Orientalia et Classica: Труды Института восточных культур и античности”, вып. XXXII / Отв. ред. выпуска А.Н. Мещеряков. М., 2010. С. 368-379.
Макарова О.И. Открытие загадочной страны // Восточная коллекция. 2010. №1 (40). С.106-115.
Макарова О.И. Создание концепции “японского искусства”: Эрнест Феноллоза и Окакура Тэнсин // Вопросы философии. 2009. №2. С. 144-152.
Makarova O. Origins of Pan-Asianism Ideology in Okakura Tenshin’s Writings // Proceedings of The First International Scientific Conference “China, Korea, Japan: Methodology and Practice of Culture Interpretation” (October 15-16, 2009) / Ed. by A. Ryzhkov et al. Kyiv-Seoul, 2009. P. 25-28.
Переводы
Харада Ясуко. Гортензия. Пер. с японского О.И. Макаровой // Япония: путь кисти и меча. 2004. №4. С. 24-29.
Хонда Рютаро. Из Японии в Сибирь и обратно: путь к себе. Пер. с японского О.И. Макаровой. // Япония: путь кисти и меча. 2004. №3. С. 18-28.