РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Погружение в искусство: студенты исследуют кураторство и современное искусство на выставке «Вперед, к Злотникову»

Погружение в искусство: студенты исследуют кураторство и современное искусство на выставке «Вперед, к Злотникову»

Студенты 1 и 2 курсов магистратуры «Арт-менеджмент и галерейное дело» погрузились в специфику кураторской работы и познакомились с историей отечественного современного искусства благодаря проекту «Вперед, к Злотникову» в галерее ГРАУНД (куратор Никита Спиридонов и экспозиционер Катя Бочавар), который сопоставил советского живописца с мультимедийными художниками ХХ века - режиссерами, композиторами, видео-артистами и современными российскими авторами.


Сопоставление взято за основной экспозиционный принцип. Выставку открывает работа Злотникова из серии Сигнальные системы под музыкальное сопровождение представительницы советского музыкального андеграунда Софии Губайдулиной. Параллель с музыкой, как самым абстрактным видом искусства, не случайна. Фактически выставка - онтология беспредметного искусства хх века.

От фильма «Ритм 21» немецкого режиссера Ганса Рихтера - едва ли не первого прецедента абстрактного кинематографа до экспериментов СКБ Прометей из Казани. Писала про них тут. И визуальных партитур Джона Кейджа.

То есть выставка дает взгляд на искусство Злотникова в контексте мировых тенденций. Хотя интерес к его наследию лишь набирает обороты (тут не обошлось без галереи pop / off / art, которая за это активно взялась).

Экспозиция дает возможность поближе ознакомиться с типичными для Злотникова элементами — пятна «раздражители», как он их называл, и импульсы, создающие ритмы сигнальной системы. Важный элемент его рисунков - дуга, представлен также в виде небольшой скульптуры на 2-м этаже.

Уникальная экспозиция: наследие Злотникова в современном контексте

Преимущественно наследие автора — работы на бумаге (видимо несколько тысяч экземпляров). Злотников анализировал язык живописи средствами графических серий. Это не эскизы, а самостоятельные работы. У них также отсутствует нумерация.

Обратили внимание, что за столько лет бумага местами выцвела, где-то есть дефекты. На выставке представлены вещи от самой ранней абстракции 1952 года (когда автору было 20 с небольшим) до работы 2002 года, (когда ему уже за 70). Это и «Протосигналы», с которых Злотников ищет свою «азбуку», и очень мне понравился Библейский цикл (который длился 20 лет - 1960-70е) - экзистенциальные и метафизические поиски. Кульминация выставки - большие холсты, которые тот начал делать лишь с конца 1980-х.

Кураторские решения: создание диалога между искусствами

Интересное кураторское решение - в одном из залов также сопоставлено машинное и человеческое - текст про сигнальные системы, сгенерированный нейросетью deep seek. Злотников (1930-2016) чуть-чуть не дожил до возможности общения с компьютерным интеллектом. Но куратор продолжил этот диалог и через работы современных художников, которые вплетены в экспозицию очень деликатно. Например, пространственный мурал Саши Мороз или мультимедийная инсталляция «Машинное видение» Камиллы Юсуповой.

Андеграундный контекст возникновения сигнальной системы подчёркивается атмосферой залов галереи на Солянке.

Кружочки и пятна словно продолжаются дефектами на стенах. Но прежде всего куратор хотел подчеркнуть дух подполья, в котором это все создавалась. Ведь автор не мог знать, и не мог думать о себе в контексте зарубежного искусства. Хотя в целом его холсты вполне можно представить на стенах MoMA в Нью-Йорке, где-нибудь рядом с Ротко.

Этот проект наглядно продемонстрировал для магистрантов, как арт-менеджмент изучается на практике, на примере высококачественных художественных выставок и кураторских проектов. Такой подход позволяет студентам сохранять тесную связь с главным смыслом их деятельности — искусствоведением. Вместо подготовки исключительно арт-продюсеров и предпринимателей, программа направлена на воспитание профессионалов с искусствоведческим мировоззрением и глубоким пониманием искусства.

Текст: Екатерина Карцева
Фото: Екатерина Карцева